25 мая 2000. Сабине: Вы были a-ha лет 15-16, другими словами, большую часть вашей жизни. Что a-ha значит для вас? Магне: Это очень конфликтная штука. Это значит огромные возможности и огромный вызов, также огромные ограничения и огромный компромисс, и это значит волнение и хаос. И в то же время, a-ha означает отсутствие самоконтроля или контроля над своей собственной судьбой. Это сплошные конфликты. А также очень странная дружба и странные партнёрские отношения. Это означает благоприятные возможности и вероятности. Это зависит от того, в какой именно день вы спросите меня об этом (улыбается). Сабине: Тогда сегодня, наверное, не очень хороший день. Учитывая все интервью, которые пришлось дать… Магне: О, нет, этот весьма хорош, потому что вы получите прямые ответы и не получите хорошо продаваемый товар. Но я тоже задаюсь вопросом, что она значит и для чего. Я думаю, что каждый из нас спрашивал себя, почему a-ha важна нам. И у меня нет чёткого ответа, почему важно заниматься этим сейчас или делать что-то вместе. (пауза) Существует много причин, основных. С моей стороны, учитывая, вероятно, тщеславие, я хочу, чтобы у моих детей было что-нибудь особенное. Они не думают много о моей прошлой жизни, потому что привыкли видеть меня, занимающимся живописью и устраивающим выставки. У них очень странное и абстрактное чувство к a-ha. Когда мы начали работать над этим альбомом, мой младший сын спросил: "Так ты тоже из a-ha?" Он думал, что a-ha - это Мортен, потому что его лицо всегда было на обложках. Мортен (который подошёл позже и не слышал вопроса, чувствует, что надо и ему что-нибудь сказать): Все спрашивают нас: почему сейчас? Магне: Она не спрашивала этого. Мортен: А, ну ладно. Но всё равно, все спрашивают: почему сейчас? Но на это нет настоящего ответа. Почему бы нет? Я думаю, что это была первая возможность, когда это было возможно для нас обдумать, чтобы сделать это именно так. Я бы не хотел сделать это ещё позже. Магне: Лично я считаю, что a-ha для меня возможность быть в группе. Быть в группе с людьми, которых я уважаю за их таланты, и иметь возможность писать песни для группы. Потому что, когда я всё делаю сам, я отклоняюсь с намеченного пути в другие категории, которые не так упорядочены и не такие… основополагающие. Так, в любом случае a-ha даёт мне замечательную возможность делать коммерческую… нет, не обязательно только коммерческую, но делать очень добротную поп-музыку. Сабине: (Мортену) Я хотела узнать, что a-ha значит для вас, учитывая то, что группе уже 15-16 лет. Это большая часть вашей жизни, так… Мортен: Ну, это один элемент жизни. И правильно, что большой элемент. Но это также много требует от меня, это живой процесс. Это что-то, что ты пытаешься делать и работаешь над этим с наибольшей отдачей. Вот на что похожа моя жизнь. Она дала мне несколько шансов. Существует огромное количество вещей, с которыми мне приятно работать и которые хотелось бы сделать. a-ha - одна из таких вещей, и одновременно я счастлив и проклят. Понятное дело, что я могу просто разгуливать по сцене. Не важно, делаю это я для a-ha или по другому поводу. Так, когда я выбираю a-ha, это не означает, что я ухожу от нормальной жизни для того, чтобы сделать что-нибудь экстраординарное. Потому как все, что я делаю, это не нормальный образ жизни. Это просто моя жизнь. Сабине (Мортену): Когда вы записываете альбом, пишите его, это в какой-то мере ваш альбом. Как вы себя чувствуете, когда приходиться его отдавать? Сначала рекорд-компании, затем публике. Мортен: Это единственный путь, так и должно быть, я так думаю. Я не хочу защищать свои творения ни коим образом, я не хочу даже… Не хочу отдавать его публике с обязательным набором правил того, как вам следует поступать. Когда я выпускаю альбом, он доступен каждому, и каждый может делать с ним всё, что захочется. Могут наступить на него, (нецензурная лексика) или, или… Сабине: Я не верю вам. Мортен: Нет, я серьёзно. Мне кажется, так и должно быть. Каждый может делать всё, что ему заблагорассудиться. Сабине: Но вам не хочется потрясти кого-нибудь? Музыкой? Мортен (покачивая головой): Когда я понял это, это то, что нужно просто отпустить от себя, потому что момент прекрасного ушёл, когда я пытаюсь что-то сделать для этого или помочь людям в этом деле. Но когда дело уже сделано… Магне: Когда силы покинули тебя. Мортен: Но когда дело уже сделано, всё это уже живёт своей собственной жизнью. И само должно пробивать себе дорогу. Это не означает, что мне наплевать на это. Меня это очень заботит, но я не следую за этим. Я отпускаю и должен отпустить. Я должен полностью эмоционально быть свободным от альбома. И он должен сам о себе заботиться. Или же нет. Сабине: Давайте обсудим первый вариант. Люди сравнивают ваш новый альбом с "Белым альбомом" the Beatles, потому что там можно увидеть различные влияния всех членов группы. Вы думаете, что разнообразие - это будущее a-ha? Мортен: Ну, будущее a-ha также неопределённо, как и будущее любого другого существа. Я думаю, что должна существовать некая платформа, где мы можем найти общий центр, который естественен для нас, чтобы… чтобы продолжить создавать что-то вместе. Не сто процентов. Не думаю, что это когда-либо случится, не думаю, что это обязательно, и не обязательно даже в лучшем случае. Каждый из нас троих вложит в это свою часть самыми разными способами, не обязательно написанием песен, поле деятельности может быть разным, это некое перемешение в друг друге в общем чувстве… В смысле, есть точка, от которой мы все балансируем, в которой очень естественно то, что другие вложили в то, что написал я. Также как поступаю и я с их творениями. И, наоборот, во всём, что происходит между нами тремя. Ведь нас трое, знаете ли… Магне: И всё же "Белый альбом" не такой уж плохой альбом! Это очень странная ситуация. Плохо и хорошо, это был альбом смешанных друг с другом амбиций, эмоций, принадлежащим всем. Мортен: Я говорил это миллион раз и снова скажу: как автор песен, я чужд a-ha. Я пришёл со стороны, и это не открытие. И всё равно есть люди, которые удивляются этому. Но у меня нет проблем с этим. Были бы проблемы состоять в группе, если бы я писал песни, а это занятие на данный момент наиболее существенное для меня, то я бы не был в a-ha. Тогда бы у меня были проблемы, как проводить время там. Но мы написали альбом, и это весьма сильный альбом, я о нём хорошего мнения. Я всё обсудил и взвесил, и я чувствую, что потратил время правильным образом. Сабине: Магне? Можно вас спросить? Магне: Да. Сабине: На счёт обложки. Я подозреваю, что вы приняли участие в её разработке. Магне: Я помогал разрабатывать концепцию, это да. Я следил за съёмкой и сделал что-то в начале, когда мы обсуждали план. Мортен: Было много фотосессий с тем парнем, и мы были недовольны парой вещей. Во-первых, ни один из нас не хотел быть на обложке, нам казалось, что было бы мило сделать что-нибудь другое. А потом… Ну, рекорд-компания чувствовала, что мы даже не обдумали обложку альбома. В то время, Магс делал ещё какие-то фотосессии с тем же фотографом. Ему очень понравились некоторые снимки, и вот этот в частности. Когда мы увидели его, мы просто подпрыгнули. Я подумал, что это просто здорово! Магне: Это было трудно сообщить рекорд-компании. Мы сделали несколько больших распечаток, и они не смогли увидеть всю силу снимка. Хотя мне было совершенно ясно, что это сработает так же хорошо, как и сама обложка для диска. У снимка такая чёткая графическая форма, и я подумал, то это очень поэтично, особенно в сочетании с названием. Знаете ли, очень … иметь сферу земли на обложке. Мы все смеялись над этим. Да, вы знаете, что я имею в виду. Для обложки альбома, которая была в общем-то как, как… Мортен: Как обратный эффект. Магне: Как чувство того, что это то, что провозгласило человечество. И это лежит там и… Мортен: Но, я думаю, это гремучая смесь вещей. Это грубая сторона, но есть и смешная. Да, смешно, абсолютно, потому что она меняется там вот так и лежит вот так. И… это весьма поэтично, да. Магне: Да, это самое важное. Очень поэтично, особенно если положить напротив картинку крыла вместе с небом, тогда это всё получается весьма дуалистическим. Мортен: Я не знаю многих вещей, которые имеют различные характеристики. Различные чувства. Магне: Он хорошо поймал. Просто отличный снимок. Сабине: Что интернет значит для a-ha? Магне: Будет весьма интересно узнать, чем это станет и что будет значить. Это другая арена, другое поле для создания, которое, я думаю, станет очень интересным. Если бы мы хотели сделать это важным, это было бы так, потому что это интересно и важно для нас. И это значит то, чтобы делать что-нибудь в интернете, что-нибудь особенное, классное. Сабине: Цитируя строчку из 'Minor Earth, Major Sky' - как бы вы хотели покинуть свою стезю? Тишина. Мортен: Я вообще-то не забочусь об этом… Магне: Нет? Мортен: Нет. Магне: Я не верю в это. Мортен: Нет, не стезю. Я больше озабочен моментом. Магне: Покидание стези - это всё, чем я озабочен. Всегда. Мортен: Я так понимаю, что строчка из песни говорит именно о моменте покидания, это очень живой момент. Покинуть стезю с ощущением жизни. Вот, что для меня важно. Но покинуть что-либо ради последующего поколения? Нет, в этом я не заинтересован. Пол: Я думаю, что все хотят, чтобы по ним скучали, они хотят, чтобы вы скучали…Я думаю, все хотят, чтобы их не хватало… Мортен: Я бы предпочёл, чтобы меня не хватало… Пол (смеётся): Выхватило? Мортен: Я бы хотел, чтобы меня не хватало сейчас. Сабине: Что создание музыки и выпуск музыки означает для вас? Мортен: Это две разные вещи. Но создание музыки, её написание, для меня означает многое. Это великое чувство того, что ты жив. Вы прикасаетесь к чему-то, что, может быть, даже и не часть меня, но что-то, частью чего я стал. Я не знаю, откуда это всё берётся. Я думаю, это интересная область. Момент создания, когда что-то прорывается из небытия в бытие… Это великолепно. Сабине: Это так, что тебе приходится только последовать за этим. Мортен: Да, это идёт не из бытия в бытие, когда совсем нет времени. Пол: Я думаю, что это здорово иметь песню, которая, ты знаешь, могла бы стать большим хитом, а ты даже и не понимаешь этого, тебе нужно только отдать её людям. Прекрасное чувство. Сабине и Магне: Ты говоришь по своему опыту? Пол: Да, я, нет, э-э-э… Я пытаюсь создать и то и другое. Знаете, та свадебная песня, которую я написал для Лорен, 'Angel In The Snow'. Это на самом деле было нечто особенное, но когда она вышла, она потеряла что-то. Так что… Сабине: Могу вообразить. Мортен: Я думаю, это то же самое, когда ты слушаешь то, что по-настоящему любишь. Это как спрятанная драгоценность, можно сказать. Это живая вещь, которую ты хранишь для себя, носишь с собой. И иногда, когда у тебя есть кто-то, кто видит это в качестве фэна группы, они очень часто не хотят, чтобы группа стало очень популярной, чтобы все знали об этом. Люди хотят держаться за это, как что-то особенное для них. А когда это становится общим достоянием, они встречают чувство потери этого волшебства. Сабине: Ещё одна вещь, Пол. Как мир выглядит сквозь жёлтые очки? Пол: Они приносят мне rock 'n roll. Жёлтые очки, бутылка вина в руке - и я весь rock 'n roll!